[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форумы Триасы » Беременность и дети » Теория привязанности
Теория привязанности
Offline
Пост #1 написан 30.07.2015 в 11:03
Теория привязанностей является в настоящее время одним из самых популярных направлений как в американской, так и европейской психологии. Зародившись в недрах глубинной психологии, теория привязанности оформилась в самостоятельную научную школу.

Сегодня здесь я постараюсь очень коротко обозначить основные моменты этой теории. Для таких тревожных и чувствительных мамочек, как я, это просто находка и успокоение.

В основе этой теории лежат отношения между двумя людьми, их межличностные связи, которые определяют весь душевный и психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру, разнообразные переживания, познавательные и творческие способности и пр.

Поскольку первые связи с другим человеком возникают в младенческом возрасте, естественно, что в центре исследований этой школы находится опыт отношений, полученный в раннем детстве.
Одним из центральных понятий теории привязанности является “объект привязанности” (attachment figure), т. е. тот человек, к которому возникает привязанность.

Очевидно, что для большинства людей таким человеком является мать. Однако кровное родство здесь не играет особой роли: при отсутствии биологической матери ее может заменить любой человек, способный установить отношения привязанности с ребенком. В дальнейшем объектом привязанности может стать учитель, сверстник, возлюбленный и пр. В рамках этой теории обсуждается вопрос о возможности нескольких объектов привязанности и о их равнозначности.

В этой связи выделяются первичные и вторичные объекты привязанности. Первичная привязанность у большинства людей возникает в раннем детстве к матери (или заменяющему ее лицу). Если первичный объект привязанности обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми: со сверстниками, учителями и пр. Если же мать не удовлетворяет потребностей ребенка в любви, защищенности и безопасности, он не сможет устанавливать вторичные привязанности с другими людьми, пока эти базальные потребности не будут удовлетворены. М.Эйнсворт утверждает, что чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам

Качество привязанности

Это понятие является центральным как для характеристики рабочей модели, так и для описания привязанности в целом. В основе этой характеристики лежит безопасность (или небезопасность), которую обеспечивает (или не обеспечивает) объект привязанности. Качество привязанности выявляется в специально разработанном тесте “Незнакомая ситуация”.

Тест “Незнакомая ситуация” первоначально разрабатывался М. Эйнсворт для изучения исследовательского поведения ребенка раннего возраста (1 — 2 года) в присутствии и в отсутствие матери.

Экспериментальная ситуация включает восемь эпизодов длительностью по три мин каждый. После эпизода предварительного знакомства с лабораторной игровой комнатой ребенку дается возможность исследовать новую привлекательную игрушку в присутствии матери. Затем в ту же комнату входит незнакомый взрослый человек, который сначала спокойно сидит в стороне; через 3 мин незнакомец меняется с матерью местами и предлагает ребенку поиграть с ним. В следующем эпизоде мать уходит и оставляет ребенка с незнакомым взрослым. Через 3 мин мать возвращается и начинает играть с ребенком; еще через 3 мин незнакомый человек и мать исчезают вместе, оставляя ребенка наедине с игрушками. В последнем эпизоде мать снова встречается со своим ребенком и уже не расстается с ним.

Главными показателями качества привязанности в этой методике является реакция ребенка на разлуку и встречу с матерью, причем поведение ребенка во время двух встреч, как считают исследователи, более показательно, чем его реакция на отделение. Показательно, что качество общения с матерью, характер отношения к незнакомому взрослому, особенности предметных действий ребенка и другие возможные линии анализа, которые открывает эта ситуация, как правило, не принимаются во внимание.

Дети

По реакции ребенка на разлуку и встречу с матерью обычно выделяется три группы детей.
Дети группы “В” огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремятся к близости и к взаимодействию при ее появлении. Такое поведение ребенка свидетельствует о надежности привязанности и о чувстве безопасности, которое дает ребенку мать. Поэтому тип привязанности этой группы детей получил название “безопасная привязанность”(secure attachment).

Дети группы “А” обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью и игнорируют и даже избегают ее при встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери и об отсутствии чувства безопасности у ребенка. Этот тип привязанности назван “избегающая, небезопасная привязанность” (avoidant-unsecure attachment).

Наконец, дети третьей группы “С” дают яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и “взяли на ручки”. Такое поведение свидетельствует об амбивалентном, непоследовательном отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности и безопасности у ребенка. Данный тип привязанности обычно называют “амбивалентная небезопасная привязанность” или “тревожно-амбивалентная привязанность” (ambivalent- unsecure attachment; anxious-unsecure attachment).

Таковы три основных вида привязанности, которые были выделены М. Эйнсворт и с которыми работают практически все исследователи этого направления.

Матери

Качество привязанности ребенка определяется отношением к нему матери и высоко коррелирует с материнским поведением. Так, дети группы “В” имеют наиболее чутких, внимательных и теплых матерей, которые понимают и удовлетворяют все их потребности.

Матери детей группы “А” отличаются эмоциональной холодностью, невнимательным отношением к потребностям ребенка и излишней требовательностью. У детей третьей группы (“С”) матери характеризуются неустойчивостью, непоследовательностью и непредсказуемостью поведения.

Поведение матери на первом году жизни ребенка является традиционным и распространенным предметом исследования в этой психологической школе. Так, например, широко известное Балтиморское исследование М. Эйнсворт представляет собой годовое лонгитюдное исследование 26 пар мать— младенец, в ходе которого фиксировалось поведение матерей в следующих 4-х ситуациях:
1) кормление,
2) непосредственный зрительный контакт,
3) реакция матери на крик ребенка,
4) телесный контакт.

Наблюдения показали, что уже в первые 3 мес. жизни младенца существуют значительные индивидуальные различия в поведении матерей и в их отношении к ребенку. Одни матери использовали ситуацию кормления для общения с ребенком, проявляли чуткость и гибкость в обращении с ним, другие просто давали бутылочку и уходили, третьи заставляли есть через силу. Столь же существенные различия наблюдались и в других ситуациях. Например, процент случаев игнорирования крика ребенка колеблется от 4 до 94%.

Реакция матери на крик ребенка является особенно важной для выделения и осознания себя. Если мать не реагирует на его крик, младенец не видит последствий своей активности, не выделяет себя и не чувствует отношения к себе.

М. Эйнсворт подчеркивает, что чуткость и поддержка матери выражается не только в любви к ребенку и в заботе о нем, но и в уважении его самостоятельности и спонтанности. Потребность в индивидуальной, самостоятельной активности изначально является одной из главных потребностей ребенка, и ее удовлетворение зависит от чуткости и гибкости матери.

В этом исследовании использовалась шкала, включающая четыре измерения материнского отношения к ребенку:
1) чувствительность — нечувствительность к потребностям младенца, в которых выявляется способность матери понимать потребность ребенка и видеть все с его точки зрения;
2) принятие — отверженце, свидетельствующие о ценностной значимости ребенка и его роли для матери;
3) неоперативность — вмешательство, в которых отражается уважение матери к самостоятельности и индивидуальности ребенка и ее склонность поддерживать его инициативу или навязывать собственные желания;
4) поддержка — игнорирование, которые выявляют степень эмоциональной адекватности матери и ее эмоциональность и эмоциогенность.
Нетрудно догадаться, что у детей группы “В” матери отличались высокими показателями по всем измерениям этой шкалы.

В одном из их исследований проводилась регистрация голосового общения матери и ребенка в 2,5 и в 10 мес. Были выделены три стиля общения:
1) нежный, для которого свойственны приятный эмоциональный фон, недирективность и чуткая реакция на действия ребенка;
2) экспрессивный, который отличается громкой и многословной речью матери, избытком требовательности, частым перепадом громкости и настроений в высказываниях матери;
3) спокойный стиль, для которого характерны тихая, замедленная речь, большое время реакции, редкие обращения к ребенку.

Было показано, что нежный и спокойный стиль общения значительно более способствует развитию собственных вокализаций ребенка, чем экспрессивный стиль. В тесте “Незнакомая ситуация” наиболее благополучную группу “В” составили 50% детей нежных матерей и только 10% спокойных и 11% экспрессивных матерей.

В другом исследовании Гроссманов исследовалось общение родителей с детьми 12 — 18 мес. в свободной игровой ситуации. Было показано, что родители детей с избегающим типом привязанности (группа “А”) демонстрируют чрезмерное вмешательство в самостоятельные действия ребенка и не учитывают его познавательные потребности.

Кроме того, они не отвечают на 18% обращений своих детей, в то время как родители детей группы “В” только на 4%.

Характерно, что стиль материнского поведения, зафиксированный на первом году жизни, является достаточно устойчивым и практически не меняется на протяжении по крайней мере 2 — 3 лет жизни ребенка.

Значительное число работ в рамках школы привязанностей посвящено влиянию различных психических нарушений матери на психическое состояние и качество привязанности ребенка. В частности, широко исследуется так называемая материнская депрессия. Результаты этих исследований показывают, что депрессивные матери не могут обеспечить безопасной привязанности, поскольку уделяют мало внимания ребенку и выражают значительно больше негативных, чем позитивных эмоций. Дети депрессивных матерей плохо налаживают контакты со сверстниками, отличаются сниженными познавательными интересами.

Другим направлением исследований этой школы является изучение влияния качества привязанностей на познавательную активность детей и их школьную успеваемость. Результаты этих исследований показывают четкую зависимость между качеством привязанности ребенка к матери в раннем возрасте и его школьной успеваемостью и познавательными интересами.

Так, в одном массивном лонгитюдном исследовании выявлялась зависимость познавательных процессов детей в 7, 9, 12, 15 и 17 лет от раннего опыта общения с родителями. Результаты исследования показали, что дети с безопасной привязанностью показывают преимущество в интеллектуальном развитии в младшем школьном и подростковом возрасте. Дети с амбивалентным типом привязанности обнаруживают отставание в логическом мышлении и в установлении причинно-следственных связей.

В другом лонгитюдном исследовании две группы детей с разным типом раннего опыта общения с матерью сравнивались в дошкольном и младшем школьном возрасте. Исследование показало, что дети с безопасным типом привязанности (группа “В”) могут иметь значительные трудности в обучении и в решении познавательных проблем в дошкольном возрасте, но, несмотря на это, они имеют более высокий потенциал интеллектуального развития, который реализуется в школьном возрасте.

Можно привести и другие примеры исследований, показывающих четкую зависимость между качеством привязанности и познавательными способностями ребенка. Наиболее развитой познавательной активностью обладают дети группы “В”, т. е. получившие в раннем возрасте надежную и безопасную привязанность к своей матери. Дети, не имеющие такой привязанности, испытывают определенные (иногда весьма значительные) трудности в своей познавательной деятельности. Авторы объясняют эту зависимость следующим образом.

У детей с амбивалентной привязанностью вся энергия и все силы направлены на установление более прочных личностных связей с учителем, которые могли бы восполнить недостаток теплых отношений с матерью, что, естественно, препятствует развитию познавательной активности и исследовательского поведения.

Отверженные "дети с тревожно-небезопасным качеством привязанности вообще избегают каких-либо контактов с учителем, прогуливают школу, крайне неуверены в себе и не имеют никаких познавательных интересов. Чтобы преодолеть эти личностные деформации и способствовать познавательному развитию ребенка, учитель сам должен стать объектом привязанности и обеспечить ее надежное и безопасное качество, т. е. в какой-то мере компенсировать недостаток семейного воспитания.

Такая привязанность является совершенно необходимым условием когнитивного развития ребенка и его нормального самоощущения в школе. Интересно, что авторы устанавливают непосредственную связь между уровнем интеллектуального развития матери и ее способностью понимать и удовлетворять потребности ребенка. Соответственно, надежную и безопасную привязанность может обеспечить только мать с достаточно высоким интеллектуальным уровнем.

Источник: voppsy.ru/issues/1995/953/953139.htm


Жизнь прекрасна, как ни крути...
Offline
Пост #2 написан 30.07.2015 в 11:42
Очень и очень интересная статья! Спасибо, Света.


Si vis amari, ama. - Хочешь быть любимым - люби (лат.).
Форум » Форумы Триасы » Беременность и дети » Теория привязанности
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: